✨Ухо Земли и Пусторжевский идол: древние святыни Псковской земли В отдаленной и весьма труднодоступной местности Псковской области расположены сразу два священных объекта, по многочисленным утверждениям обладающие чудодейственной силой. Вот только попасть к ним очень непросто. Нынешний Бежаницкий район Псковской области, край высоких холмов, озер, рек и болотистых низменностей, по сей день богатый животными, рыбой, ягодами и грибами, в старину был очень густо населен. Здесь расположено несколько древних городищ. Одно из них-Ржева-после большого пожара было покинуто населением и стало называться Пустая Ржева. По предположениям ученых, городище рядом с деревней Подоржевкой-и есть та самая Пустая Ржева, неподалеку от которой находятся два уникальных артефакта-камень со сквозным отверстием, прозванный Ухом Земли, а также каменный идол с человеческим лицом-Пусторжевский идол или Пусторжевский болван. Оба способны исцелять. Маршрут до Уха Земли очень нелегок, и без проводника отыскать его шансов мало. Обычно ищут провожатых в соседних деревнях, однако и там их немного. Кто берет с клиентов немалую плату, кто помогает по доброте душевной. Идти к камню разумнее всего в конце апреля, когда уже достаточно тепло, но еще нет высокой травы и листвы на деревьях, а главное-нет комаров. Самое худшее время для поисков Уха Земли-лето и зима, в эту пору там такие непролазные пути-врагу не пожелаешь. Или снег, или заросли сорняков выше человеческого роста. Если ехать на автомобиле, нужно свернуть в первый поворот налево после деревни Бардово. Раньше там недалеко была деревня Ровные Нивы, но теперь она даже не указана на картах, есть лишь деревня Мартиново, расположенная чуть дальше. С этого поворота есть еще сворот-тропа направо, ведущая в лес. Тропа-это очень сильно сказано, в лучшем случае-чуть примятая трава. Когда рассказывают о ее поисках, обычно приводят весьма ненадежные ориентиры, вроде небольшого ручья, который почти не виден из-за зарослей высокой травы, или «самой большой и глубокой лужи», при том, что луж на глухой дороге, ведущей дальше в полузаброшенные деревушки, предостаточно, и все они большие. От грунтовой дороги до Уха Земли нужно идти по лесу около 250 метров. Координаты точки отхода от лесной дороги 56 градусов 40, 159 минут северной широты и 29 градусов 21,013 минут восточной долготы. Тропа поднимается на небольшую возвышенность, усеянную валунами разного размера. Некоторые будто бы сложены в длинные сооружения высотой не больше, чем по колено человеку. Попадаются и явно искусственного происхождения пруды круглого и квадратного размера. Дальше на лесной поляне и стоит камень. Некоторые свидетели рассказывают, что Ухо Земли словно смотрит на человека, ощущается тяжелый взгляд исподлобья. У кого-то возникает ощущение некоего страха и другие эмоции. Камень имеет, по всей видимости, рукотворное отверстие, расширенное с одной стороны и суженное с другой. Оно не слишком велико, но достаточно, чтобы пролезть человеку. Если сделать это, Ухо Земли поможет исполнить желание. Чаще всего просят о том, чтобы священный камень поправил здоровье. Также говорят, что Ухо Земли помогает женщинам забеременеть. Для этого нужно трижды пролезть в отверстие(к сожалению, нигде в источниках не говорится, в каком направлении, а это, полагаю, немаловажно) и обязательно оставить камню подношение-деньги, угощение или часть своей одежды. Камень Ухо Земли-зернистый гранит, так называемый «рапакиви»-«гнилой камень», сильно подверженный выветриванию и разрушению от неблагоприятных погодных условий. В двух местах он уже треснул. Разрушению святыни способствуют и приходящие к камню паломники, норовящие отковырнуть себе на память частичку гранита. -Лечение камнями с большими отверстиями на этих землях было довольно распространено,-подтверждает научный сотрудник Российского этнографического института Людмила Королькова.- Человек пролезал в дырку, и его болезни оставались с другой стороны. Еще вариант-что это рождение, а к новому человеку болезни старого не имеют отношения. Координаты Уха Земли 56 градусов 39,543 минуты северной широты и 29 минут 20,732 минуты восточной долготы. Путь к соседу Уха Земли-Пусторжевскому идолу-разумнее начинать от деревни Зайцево. После первого дома, если ехать от Бардово, нужно повернуть налево. Поворот, который много лет назад был дорогой, сейчас еле угадывается. На картах он обозначен пунктирной линией и идет в сторону холмов около деревни Подоржевка. Отсюда нужно идти пешком около 1,5 км по бездорожью и полям, заросшим высокими сорняками. На пути встретится высокий холм-то самое городище Пустая Ржева. За холмом-деревня Подоржевка. Но идти с ее стороны очень трудно, подъем в гору очень крутой, почти вертикальный, на пути встречаются упавшие деревья. На холме, где виднеются высоченные ели, в зарослях лиственных деревьев, среди частого кустарника и находится Пусторжевский идол. Прямо перед ним-топкое место, где болото может засосать неосторожного. На ходу здесь нельзя останавливаться. Справа, на большом холме, заросшем березками,- староверское кладбище-ориентир, говорящий о том, что идол уже близко. Пусторжевский идол-высокий, вертикально стоящий камень, изображавший некогда человеческую фигуру. Отчетливо видны следы ручной работы, выступы. На ранних фото идола можно было различить лицо человека, однако сейчас оно стерто. Неясно, искусственно, или от природного воздействия. Но, если приглядеться под определенным углом, можно увидеть рот изваяния и руку на животе. Вокруг идола, на деревьях- привязанные ленты. Сюда тоже нередко приходят просить о здоровье и счастье. Нельзя побывать здесь и не оставить подношения. По рассказам местных, знающие о чудодейственной силе Пусторжевского идола паломники приезжают сюда даже издалека. Были даже «большие люди» из самой Москвы. Как-то к идолу снарядился целый отряд православных монахов. Народ напугался : уж не уничтожать ли пошли местную достопримечательность? Однако, как оказалось, монахи ни о чем худом не помышляли: как и все, они просто шли к языческому идолу…лечиться! Несколько лет назад Пусторжевский идол хотели действительно изъять с его законного места. Инициатором этого стал уроженец Восточной Псковщины, археолог из Псковского музея-заповедника, желавший восполнить этим потерю экспозицией музея в годы Великой Отечественной войны двух антропоморфных каменных идолов, хранившихся там. Мистически настроенный археолог приписал это проискам нацистской организации «Аненербе», похищавшей древние святыни. Сам он якобы даже «договорился»(очевидно, в собственном воображении) с идолом о его «переселении» и получил «согласие». О том, насколько «желал» Пусторжевский идол покинуть свою заветную глушь, свидетельствует тот факт, что даже подготовленные внедорожники, пытавшиеся выдернуть идол тросами, порвали безуспешно все тросы и сами еле выбрались подобру-поздорову. Ученый, как рассказывают, одумался и обещал более подобных инсинуаций не устраивать. -Я был возле того идола, осматривал его,- рассказывает заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея Дмитрий Баранов.- Мне он показался кельтским. Да-да, восточные кельты жили в наших краях, и как раз там, где сейчас Бежаницы, вполне могло расселиться одно из племен. Но исследовать идола, конечно, нужно детально, прежде чем делать какие-то выводы. Насчет идеи его перемещения у меня нет однозначного мнения. С одной стороны, у нас все портят и ломают, нет никакой гарантии, что идола не украдут, хотя его очень трудно взять-настолько он велик, тяжел и хорошо в земле сидит. С другой-сакральный объект должен оставаться на своем месте, ведь он там стоит не случайно, от его местоположения зависят некоторые аспекты изучения. Скорее всего, нужно оставить его на месте, но регулярно посещать-приглядывать, изучать… Евгений Вуковой